Профориентация на высокотехнологичное производство

Профориентация на высокотехнологичное производство

Промышленные предприятия и кадры!

Каждому работодателю хотелось бы получить лучшие кадры, каждому соискателю хотелось бы работать на лучшем предприятии. Каким видят современные школьники своё будущее? Как дети поколения Z формируют образ своей будущей профессии? Ведь выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию означает найти свое место в жизни.

Сегодня Интернет и уже в меньшей степени телевидение формируют отношение к будущей профессии у современных детей. По мере сил и возможностей родители пытаются помочь своим чадам в выборе профессии, но кто в юности слушает родителей?

Кроме того, на современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе, которые направлены на решение практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. Но профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые на качественном уровне могут рассказать о современных производствах, реально заинтересовать школьника современными технологиями, использующимися на предприятиях.

Современные промышленные предприятия ставят перед собой цель: извлечь прибыль, поэтому они рассматривают кадры как ресурс, нужный, сегодня и сейчас. Как правило, даже крупные предприятия не могут в полной мере и на постоянной основе обеспечивать процессы профориентации школьников, слишком малым оказывается охват своими силами, слишком долгим оказывается путь до трудоустройства, сегодня сидящего за партой школьника, и нет никакой гарантии, что средства, затраченные на профориентацию, возвратятся в виде квалифицированного работника.

Многочисленные профориентационные программы, инициируемые государством и региональными органами власти, действительно приоткрывают двери школьникам на предприятия, чтобы увидеть, как производится продукция, какие технологии применяются, но эти программы не решают главную задачу – вовлечь школьника в профориентационный процесс, который позволит почувствовать себя нужным в реальном деле.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что профориентационная работа ведется, но, к сожалению, не системно и часто в разрез с заинтересованными лицами и их ожиданиями (см. таблицу).

Заинтересованные лица

Что привлекает к участию в процессе профориентации

Что отталкивает от участия в процессе профориентации

Школьники

Новые знания, игровые методы, конкурсы, возможность быть замеченным, быть первым, нематериальные и материальные поощрения.

Не качественно организованная профориентационная работа: стандартные презентации, речи – лозунги.

Родители

Понимание, к какому виду деятельности готовить ребенка, какие экзамены сдавать.

Отсутствие свободного времени. Отсутствие понимания необходимости данной работы.

Школа

Положительная и качественная отчетность по процессу с минимально возможными трудовыми затратами.

Дополнительная нагрузка на учителя.

Предприятия

Реклама как работодателя, формирование положительного имиджа предприятия.

Понимание того, что охват собственными силами всех школьников территории влияния предприятия является чрезмерно затратным.

Непонятный в ближайшей перспективе результат. Сложность учета сопровождения школьника до студенческой скамьи, а затем и до рабочего места

 

Для поиска решения удобного всем, решим задачу на исключение противоречий: «Создание системы, в которой каждая заинтересованная сторона использует существующие ресурсы и, не увеличивая их, получает выгоду большую, чем имеет на текущий момент».

Любое решение сегодня не мыслится без автоматизации, классификация и автоматизация в современном мире обеспечивает половину решения задачи, вторая половина - это правильное распределении имеющегося ресурса, а также привлечение дополнительных заинтересованных лиц (сторон), с целью увеличения ресурса.

Таким заинтересованным лицом может выступить образовательная некоммерческая организация, которая действует для достижения своих уставных целей.

 

Рисунок 1 «Схема взаимодействия заинтересованных сторон»

Заинтересованные лица

Выгоды

Противоречие

Школьники

Качественные знания от первоисточника – специалистов производственных предприятий, игровые методы, конкурсы, возможность быть замещенным, быть первым, нематериальные и материальные поощрения.

Устранено: качество обеспечивается участием представителей производственных предприятий, лекции и мероприятия проводятся в мотивированных группах (анкетирование, предварительный отбор)

Родители

Информация о проводимой работе, о проходящий в разных учебных заведения (города) профориентационных мероприятиях, формирование определенности к каким ЕГЭ необходимо готовить своего ребенка.

Устранено: родители получают информацию и могут участвовать в профориентационной деятельности, по желанию

Школа

Положительная и качественная отчетность по процессу с минимально возможными трудовыми затратами

Устранено: отсутствует дополнительная нагрузка по ведению документации (списки, отчеты); есть организационная работа по конкретному обращению

Предприятия

Наличие и использовании информационной базы о профессиональных пожеланиях школьников с целью возможности заключения в будущем договоров дуального обучения (СУЗы), целевых договоров (ВУЗы) и как результат приток квалифицированных кадров, поддержание положительного имиджа.

Устранено:

широкий охват;

предоставляется информацияо школьниках, заинтересованных направлением деятельности предприятия;

экскурсии и мероприятияпроводятся для мотивированных школьников;

в перспективе  практика студента, а затем  трудоустройство.

Технополис

Расширение взаимодействия с промышленными предприятиями, узнаваемость организации, положительный имидж.

Противоречия отсутствуют, соответствует уставной деятельности

СУЗы

Профориентационная работа с конкретными группами, улучшение показателей приема.

Противоречия не найдены.

Улучшаются показатели приема по специальностям

ВУЗы

Улучшение показателей приема в ВУЗ по техническим специальностям

Реализация грантовой деятельности с использованием возможностей некоммерческой организации.

Противоречия не найдены.

Реализация стартапов (гранты)

Улучшаются показатели приема по специальностям

 

ВЫВОДЫ:

Создание системы, в которой интеграционным центром является некоммерческая образовательная организация позволит всем заинтересованным лицам, не увеличивая затраты, получить максимальный результат.

Для обсуждения деталей и заключения нефинансового соглашения о совместной профориентационной деятельности, просим обращаться по тел.:  89023872212.