Профориентация на высокотехнологичное производство
Промышленные предприятия и кадры!
Каждому работодателю хотелось бы получить лучшие кадры, каждому соискателю хотелось бы работать на лучшем предприятии. Каким видят современные школьники своё будущее? Как дети поколения Z формируют образ своей будущей профессии? Ведь выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни человека. Правильно выбрать профессию означает найти свое место в жизни.
Сегодня Интернет и уже в меньшей степени телевидение формируют отношение к будущей профессии у современных детей. По мере сил и возможностей родители пытаются помочь своим чадам в выборе профессии, но кто в юности слушает родителей?
Кроме того, на современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе, которые направлены на решение практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. Но профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые на качественном уровне могут рассказать о современных производствах, реально заинтересовать школьника современными технологиями, использующимися на предприятиях.
Современные промышленные предприятия ставят перед собой цель: извлечь прибыль, поэтому они рассматривают кадры как ресурс, нужный, сегодня и сейчас. Как правило, даже крупные предприятия не могут в полной мере и на постоянной основе обеспечивать процессы профориентации школьников, слишком малым оказывается охват своими силами, слишком долгим оказывается путь до трудоустройства, сегодня сидящего за партой школьника, и нет никакой гарантии, что средства, затраченные на профориентацию, возвратятся в виде квалифицированного работника.
Многочисленные профориентационные программы, инициируемые государством и региональными органами власти, действительно приоткрывают двери школьникам на предприятия, чтобы увидеть, как производится продукция, какие технологии применяются, но эти программы не решают главную задачу – вовлечь школьника в профориентационный процесс, который позволит почувствовать себя нужным в реальном деле.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что профориентационная работа ведется, но, к сожалению, не системно и часто в разрез с заинтересованными лицами и их ожиданиями (см. таблицу).
Заинтересованные лица |
Что привлекает к участию в процессе профориентации |
Что отталкивает от участия в процессе профориентации |
---|---|---|
Школьники |
Новые знания, игровые методы, конкурсы, возможность быть замеченным, быть первым, нематериальные и материальные поощрения. |
Не качественно организованная профориентационная работа: стандартные презентации, речи – лозунги. |
Родители |
Понимание, к какому виду деятельности готовить ребенка, какие экзамены сдавать. |
Отсутствие свободного времени. Отсутствие понимания необходимости данной работы. |
Школа |
Положительная и качественная отчетность по процессу с минимально возможными трудовыми затратами. |
Дополнительная нагрузка на учителя. |
Предприятия |
Реклама как работодателя, формирование положительного имиджа предприятия. |
Понимание того, что охват собственными силами всех школьников территории влияния предприятия является чрезмерно затратным. Непонятный в ближайшей перспективе результат. Сложность учета сопровождения школьника до студенческой скамьи, а затем и до рабочего места |
Для поиска решения удобного всем, решим задачу на исключение противоречий: «Создание системы, в которой каждая заинтересованная сторона использует существующие ресурсы и, не увеличивая их, получает выгоду большую, чем имеет на текущий момент».
Любое решение сегодня не мыслится без автоматизации, классификация и автоматизация в современном мире обеспечивает половину решения задачи, вторая половина - это правильное распределении имеющегося ресурса, а также привлечение дополнительных заинтересованных лиц (сторон), с целью увеличения ресурса.
Таким заинтересованным лицом может выступить образовательная некоммерческая организация, которая действует для достижения своих уставных целей.
Рисунок 1 «Схема взаимодействия заинтересованных сторон»
Заинтересованные лица |
Выгоды |
Противоречие |
---|---|---|
Школьники |
Качественные знания от первоисточника – специалистов производственных предприятий, игровые методы, конкурсы, возможность быть замещенным, быть первым, нематериальные и материальные поощрения. |
Устранено: качество обеспечивается участием представителей производственных предприятий, лекции и мероприятия проводятся в мотивированных группах (анкетирование, предварительный отбор) |
Родители |
Информация о проводимой работе, о проходящий в разных учебных заведения (города) профориентационных мероприятиях, формирование определенности к каким ЕГЭ необходимо готовить своего ребенка. |
Устранено: родители получают информацию и могут участвовать в профориентационной деятельности, по желанию |
Школа |
Положительная и качественная отчетность по процессу с минимально возможными трудовыми затратами |
Устранено: отсутствует дополнительная нагрузка по ведению документации (списки, отчеты); есть организационная работа по конкретному обращению |
Предприятия |
Наличие и использовании информационной базы о профессиональных пожеланиях школьников с целью возможности заключения в будущем договоров дуального обучения (СУЗы), целевых договоров (ВУЗы) и как результат приток квалифицированных кадров, поддержание положительного имиджа. |
Устранено: широкий охват; предоставляется информацияо школьниках, заинтересованных направлением деятельности предприятия; экскурсии и мероприятияпроводятся для мотивированных школьников; в перспективе практика студента, а затем трудоустройство. |
Технополис |
Расширение взаимодействия с промышленными предприятиями, узнаваемость организации, положительный имидж. |
Противоречия отсутствуют, соответствует уставной деятельности |
СУЗы |
Профориентационная работа с конкретными группами, улучшение показателей приема. |
Противоречия не найдены. Улучшаются показатели приема по специальностям |
ВУЗы |
Улучшение показателей приема в ВУЗ по техническим специальностям Реализация грантовой деятельности с использованием возможностей некоммерческой организации. |
Противоречия не найдены. Реализация стартапов (гранты) Улучшаются показатели приема по специальностям |
ВЫВОДЫ:
Создание системы, в которой интеграционным центром является некоммерческая образовательная организация позволит всем заинтересованным лицам, не увеличивая затраты, получить максимальный результат.
Для обсуждения деталей и заключения нефинансового соглашения о совместной профориентационной деятельности, просим обращаться по тел.: 89023872212.